22 июня 2024 года состоялось историческое событие – в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в подмосковном Сергиевом Посаде была возвращена икона «Святая Троица» , написанная преподобным Андреем Рублевым. Решение о возвращении святыни на ее исконное место, в Лавру преподобного Сергия Радонежского, было принято Президентом России Владимиром Путиным в мае прошлого года.
В погожий летний день, накануне православного праздника Святой Троицы, встречу великой православной святыни в Лавре возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В Троицком соборе, где почивают мощи самого значимого русского святого, духовно бесценный образ был установлен справа от царских врат – на свое историческое место.
«Сердечно поздравляю с великим событием. Это счастье для всех нас – участвовать в том, что сейчас происходит: икона Пресвятой Троицы возвращается в дом свой, – сказал в поздравительном слове Святейший Владыка. – Когда ее вывозили из Лавры, когда оскверняли обитель, те злые люди, наверное, и представить себе не могли, что настанет время не только возвращения святой иконы в место, где она изначально была, но и вообще возрождения веры в нашем народе. А если бы не было возрождения веры, не было бы и этого принесения иконы Святой Троицы. За все это мы должны благодарить Бога, потому что на наших глазах совершилось великое чудо посрамления безбожной идеи, которая в свое время захватила сознание большинства нашего народа».
Теперь икона «Святая Троица» постоянно доступна для поклонения в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В храме святыня установлена в специально изготовленный стационарный киот, в котором поддерживается необходимый для сохранения великой иконы климат. Киот оснащен системой автоматического контроля и поддержания температурно-влажностного режима, а также бронированным стеклом, покрытым защитными слоями, в том числе от воздействия ультрафиолетовых лучей.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Образ создан святым Андреем Рублевым в первой половине XV века и упомянут во вкладных книгах Троице-Сергиева монастыря 1639 и 1673 года. Эти источники, в свою очередь, цитировали еще более древний документ – отписные ризные книги 1574-1575 годов. Записи сообщали, что икона «Троица» находилась в местном ряду иконостаса Троицкого собора – т.е. в том ряду, где обычно находится храмовая икона. Храмовой называется икона с изображением того праздника или святого, в честь которого освящен конкретный храм.
Также об этой иконе сообщал другой документ XVII века «Сказание о святых иконописцах». В нем написано, что именно Андрей Рублев исполнил «Троицу» по просьбе тогдашнего настоятеля обители Никона «в похвалу отцу своему Сергию Радонежскому » .
Всемирно известная икона стала идеалом художественного выражения христианского догмата о Единосущном и Триипостасном Боге. В 1551 году на Стоглавом Соборе икона была признана Русской Православной Церковью образцом для изображения Святой Троицы, т.е. иконописным каноном. Все иконописцы должны следовать именно такому изображению Божества.
Пробыв в Троицком соборе Лавры полтысячелетия, в 1929 году по распоряжению Народного комиссариата просвещения РСФСР святыню отправили в Государственную Третьяковскую галерею. Будучи шедевром древнерусского искусства, «Святая Троица» стала одним из главных экспонатов музея. В иконостас храма поместили список, созданный реставратором Николаем Барановым.
Решение о возвращении Русской Православной Церкви иконы «Святая Троица» было принято Президентом нашей страны в ответ на многочисленные просьбы православных верующих.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла образ «Святой Троицы» вначале был выставлен для общенародного поклонения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы в течение года, а затем занял историческое место в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Этот совместный шаг Церкви и государства явился еще одним актом восстановления исторической справедливости.
ДУХОВНАЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ СВЯТЫНИ
Икона Святой Троицы кисти преподобного Андрея Рублева является верхом богословской мысли, выраженной в красках. Она – одна из самых знаменитых русских икон, являющая христианский догмат о единстве Бога, имеющего три ипостаси.
Иконописцы издревле сталкивались со сложностью в передаче образа Троицы: изобразить Триединство само по себе невозможно, ведь Господь непознаваем и неизобразим. Поэтому художники показывали эту важнейшую идею христианства символически. Чаще всего с помощью сюжета «Гостеприимство Авраама» из Ветхого Завета.
Господь явился ветхозаветному праведнику у дубравы Мамвре в жаркий день. Угодник Божий Авраам сидел у шатра, когда поднял взгляд и увидел, что «три мужа стоят против него» . Он понял, что перед ним предстал сам Господь, Которого он безмерно возлюбил, и обратился к Путникам: «Владыка». Праотец пригласил Господа отдохнуть и велел жене своей Сарре испечь хлеб, а слуге приготовить для трапезы молодого теленка.
Большинство икон описывают детали знаменательной встречи Создателя и человека подробно: в сюжетах изображается Сарра, юноша с теленком, Авраам под деревом. Но в «Троице» Рублева сюжет сосредоточился только на трех Путниках. Фигуры настолько вплотную подведены к полям иконы, что других персонажей здесь даже невозможно представить. Именно поэтому икона принципиально отличается от более ранних вариантов иконографии: она воспринимается именно как моленный образ, который нацелен на сильное духовное переживание, а не на рассказ о событии.
Святой автор образа выстроил композицию по кругу – зритель скользит взглядом от одного Путника к другому и не останавливается ни на одном из них. Так создается ощущение непрерывности этого круга, равенства каждого персонажа, их особого Божественного единства. Зрительский взгляд замирает именно в пространстве между Ангелами: художник словно подчеркивает, что ни один из них в отдельности не является Богом, но Бог находится среди них, в незримом пространстве.
Каждую деталь иконы можно рассматривать как особый символ. Отказавшись от многообразия сцен, создатель богословско-изобразительного канона оставил только самые важные части сюжета.
Самое распространенное толкование гласит, что Ангел в левой части иконы символизирует Бога Отца, в средней – Иисуса Христа, в правой – Святого Духа. На это косвенно указывает клав на одеждах центрального Ангела. Клавом в Древнем Риме называлось нашивное украшение в виде вертикальной полосы от плеча до нижнего края одежды. В те времена клав означал благородное происхождение, а в иконописи стал одним из атрибутов Спасителя.
В центре композиции разместилась чаша с головой тельца – образ жертвоприношения. Помимо прямого указания на тельца, которого Авраам предложил Путникам, этот символ отсылает и к новозаветному Агнцу, т.е. к жертве Христа.
Именно вокруг чаши выстроен диалог жестов, который также можно по-особенному прочесть. Бог Отец поднял руку в благословляющем жесте, но Он находится далеко от чаши и словно передает Сыну Свое благословение. При этом благословляющая рука центрального Ангела находится прямо над чашей: Он принимает ее и выражает Свое согласие смиренным наклоном головы. Многие верующие вспоминают при этом слова из моления о чаше в Гефсиманском саду, записанные в Евангелии от Луки: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» . Жест третьего Ангела завершает сюжет: именно сошествие Святого Духа на апостолов освящает собою христианскую Церковь.
О том, что центральная фигура Ангела является изображением Иисуса Христа, говорит и уникальная композиционная находка иконописца: силуэты двух других Лиц Святой Троицы образуют между собой силуэт потира – причастной Чаши, в которой находится Сын Божий. Он как бы погружен в эту Чашу. Тела и Крови Спасителя причащаются верующие христиане за Божественной литургией. Великолепная находка святого иконописца есть истинное богословие в красках.
Еще одна важная деталь: сам стол, за которым сидят Ангелы. В книге искусствоведов Валентины Антоновой и Надежды Мнёвы говорится, что в 1420 году диакон Троице-Сергиева монастыря Зосима ездил в Константинополь и упомянул в рассказе о путешествии: «Первое поклонихомся святой великой церкви Софии… и видехом… трапезу Авраамову, на ней же угости святую Троицу Авраам под дубом Мамврийским» . То есть стол в иконе может означать «трапезу Авраамову» – реликвию, глубоко почитавшуюся в Константинополе.
В то же время по средневековым представлениям этот стол мог отождествляться с гробом Господним – реликвией, которая стала образцом для всех церковных престолов в алтаре. Возможно, этим объясняется прямоугольное отверстие на передней стенке стола в «Троице»: в Раннем Средневековье зачастую гробы с останками святых служили престолами, а для поклонения мощам в них делались оконца.
Особым образом читаются и знаки в верхней части иконы. Так, символ архитектуры над ипостасью Бога Отца означает не только дом Авраама, но и символ Божественного домостроительства, т.е. знака, что Бог устраивает мир как некий дом от основания до кровли, предопределяя все этапы человеческой истории.
Мамврийский дуб, под которым Авраам принимал трех Путников, символизирует и древо жизни. Расположенное над центральным Ангелом, оно напоминает, что Воскресение Христа дарует людям спасение и вечную жизнь. Символ горки над правым ангелом может означать горний мир и говорить о высоте Духа, Его восхождении.
Основатель русской школы реставрации Игорь Грабарь после того, как в начале XX века шедевр древне-русской иконописи очистили от ненужных наслоений времени, не смог сдержать поэтического восторга, воспевая красоту образа Божества: «Краски “Троицы” являют редчайший пример ярких цветов, объединенных в тонко прочувствованную гармонию взаимоотношений. Построенная на сочетании легких оттенков розово-сиреневых (одежда левого ангела), серебристо-сизых, тона зеленеющей ржи (гиматий правого ангела), золотисто-желтых (крылья, седалища), цветовая гамма “Троицы” неожиданно повышается до степени ярчайших голубых ударов, брошенных с бесподобным художественным тактом и чувством меры на гиматий центральной фигуры, несколько менее ярко на хитон правого ангела, еще слабее на хитон левого ангела и совсем светло, нежно-голубыми, небесного цвета, переливами — на “подпапортки” ангельских крыльев».
ПОКА ГОРЯТ ЛАМПАДЫ
«Порвалась дней связующая нить…» красиво произнес устами своего героя неподражаемый Уильям Шекспир. Но эти слова не относятся к нашей стране. Никогда в России связь времен не прерывалась. Об этом говорит история нашей державы, ее культура. Правдой будет сказать, что нередко позвонки столетий приходилось склеивать кровью, по слову О. Мандельштама.
В непростом XIV веке преподобный Сергий Радонежский прилагал много трудов и молитв к тому, чтобы в стране нашей, терзаемой кочевыми племенами, торжествовали единомыслие и любовь между соотечественниками. То единение, которое есть у Лиц Святой Троицы. Без единства, без единомыслия людей, населяющих страну, невозможно само ее существование. Собирателя земли Русской – преподобного Сергия в своем бессмертном шедевре иконописи и восхвалил преподобный Андрей Рублев. Гражданская война, рожденная рознью граждан – самое страшное, что только может произойти в стране.
О неугасимости лампад над ракой преподобного Сергия и у образа Святой Троицы написал в трагическом XX веке Иван Шмелев, а в конце того же века в шедевре кинематографического искусства воспел Святую Троицу преподобного Андрея всемирно известный режиссер Андрей Тарковский. Когда заканчивается исторически верный фильм «Андрей Рублёв», нарочито сделанный великим мастером черно-белым, на экране, под шум ливня и раскатов грома вспыхивают цвета образа «Святой Троицы», как итог жизни преподобного иконописца. И зритель заворожен уникальной композицией и красками святыни. Много минут люди в зале не поднимаются со своих мест и наслаждаются духовным зрелищем… А сам фильм о Русском мире, о верности и предательстве, о торжестве правды.
Русский писатель И.С. Шмелев особенно любил преподобного Сергия Радонежского. Святой был для него душой русского народа. Одной из драгоценных жемчужин творчества Ивана Шмелева является повесть «Поле Куликово». Оно – о великом Игумене земли Русской. Современникам Шмелева, да и нам, ныне живущим, достаточно было бы не всего этого замечательного произведения, а лишь описания встречи в 1925 году одного из героев рассказа с преподобным Сергием на поле Куликовом.
СВЯЗЬ ВРЕМЕН
Горят день и ночь, теплятся лампады над ракой Игумена Русской земли, источая тихий свет, дающий несомненную надежду. В маленьком и уютном Троицком храме Лавры, где почивают мощи преподобного Сергия, всегда благоговейная тишина, несмотря на множество паломников. Свет тихий исходит от иконы Святой Троицы. Вот Она, увиденная преподобным Андреем. Великий православный иконописец создал этот образ, ставший церковным каноном. Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу – Непостижимого Господа более всего возлюбил преподобный Сергий. Святой Троице посвятил он всю свою жизнь и первый возведенный им храм на Маковце, где со временем вырос главный монастырь России.
Мы взираем на образ, созданный преподобным Андреем и открывающим нам тайну Творца. Мы взираем на Господа, являющего нам мир, единение, святость. Тихо, благоговейно, неспешно принимает Преподобный душу верующего человека, нуждающегося в общении с ним. Сомкнуты уста святого подвижника, но он отвечает каждому. Никто не отходит от Преподобного «тощ и неутешен» . Милостивый Господь творит через верного служителя Своего «великое же и непостижимое, славное же и ужасное» .
Царству Господа нашего не будет конца, и праведные Его во веки живут. Об этом «Поле Куликово». Так будет, и так было всегда, даже и в страшном двадцатом веке. Потрясают слова писателя из «Поля Куликова», увидевшего Лавру Преподобного. Внешне она имела тогда немного иной вид, чем сейчас, но по сути своей, даже закрытая безбожниками, оставалась все той же, как и при ее основателе. Вот как описывает Троице-Сергиеву лавру Иван Шмелев, увиденную глазами и душой не вымышленного персонажа «судебного следователя по особо важным делам» , а своими собственными: «И тут увидал я солнечно-розовую Лавру. Она светилась, веяло от неё покоем. Остановился, присел на столбушке у дороги, смотрел и думал... Сколько пережила она за свои пять веков! Сколько светила русским людям!.. Она светилась... – и, знаете, что почувствовал я тогда, в тихом, что-то мне говорившем, её сиянии?.. «Сколько ещё увидит жизни!..» Поруганная, пленённая, светилась она – нетленная. Было во мне такое... чувство ли, дума ли: «Всё, что творится, – дурманный сон, призрак, ненастоящее... а вот это – живая сущность, творческая народная идея, завет веков... это – вне времени, нетленное... можно разрушить эти сияющие стены, испепелить, взорвать, и её это не коснется...»
ВЕКА ПРЕПОДОБНОГО
Прошло более семи веков со времени, когда родился великий русский святой. Его не всуе называют «земным ангелом и небесным человеком» , Игуменом земли Русской. И никогда не закончится время Преподобного. Для православных людей России время – это века преподобного Сергия. В 2022 году Россия отметила 600-летний юбилей обретения его святых мощей.
Он никогда не оставлял нашу страну. В страшном 1925 году его Лавра была закрыта для верующих, а мощи святого выставлены напоказ в витрине. Горько было истинным христианам от мерзости времен, но пророческие уста Шмелева через уста героя повести растолковывают на века слова историка Василия Ключевского: «Ворота лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот (нравственный – авт.) запас без остатка, не пополняя его». Дерзнете ли сказать, что «растратили без остатка»? Нет? Бесспорно, ясно!.. Мы все в страдании! Ныне же видим: ворота затворены, и лампады погашены!.. Выражено в страдательном залоге! Страдание тут, насилие!.. И народ в этом неповинен. Свой «запас нравственный» он несёт, и, в страдании, пронесёт его и – сполна донесёт до той поры, когда ворота Лавры растворятся, и лампады затеплятся... - залог действительный!.. Не так ли?..»
Да, именно так! Мы видим это сейчас. Это видел и И.С. Шмелев, да и все, по-настоящему верующие в Бога, страдающие и кающиеся его современники, находящиеся тогда в растерзанной и униженной стране и в рассеянии. Время, когда стало в России возможным торжество безбожия, было временем попирания Правды. В это время народ наш хватался за попираемую Правду, собирая силы, укреплял веру, дополнял ее духовными повествованиями, чтобы всеми силами души держаться за нее. «Как же не дополнять, не хвататься за попираемую Правду?! Расстаться с верой в неё православный народ не может почти физически, чувствуя в ней незаменимую основу жизни, как свет и воздух. Он призывал её, он взывал... – и ему подавались знаки». «В России живут сказания, и ценнейшее в них – неутолимая жажда Правды и нетленная красота души. Вот эта «неутолимая жажда Правды» и есть свидетельство исключительной духовной мощи. Где в целом мире найдете вы такую «жажду Правды»?
Господь утоляет нашу жажду Правды: великая святыня Православия – икона «Святой Троицы» вновь рядом с преподобным Сергием, рядом с каждым, кто жаждет правды Божией.
Материал подготовил клирик Державного храма города Фрязино
протоиерей Александр Бутрин